Новая трёхлетка ЗЕНИТа A A= A+

Банк ЗЕНИТ — заметный игрок на российском финансовом рынке, поэтому произошедшие в нём изменения вызывают всеобщий интерес. О том, по каким направлениям банковская группа намерена развиваться в ближайшие три года, руководители ЗЕНИТа и представители ПАО «Татнефть» (основного акционера банка) рассказали журналистам на деловом завтраке 27 марта.

Для начала — несколько цифр. Положение ЗЕНИТа в банковской табели о рангах вполне достойное — 24-е место по размеру собственных средств, а уставный капитал вырос в прошлом году до 33,545 миллиардов рублей. Группа «Татнефть» теперь, после дополнительной эмиссии, владеет 71,9% капитала банка. На рынке ЗЕНИТ работает уже 23 года, представлен более чем в полусотне городов страны и имеет без малого 150 точек обслуживания. Полмиллиона активных частных клиентов, 17 тысяч предприятий малого и среднего бизнеса и 1200 корпоративных групп клиентов — с такой базы ЗЕНИТ начинает новый этап развития.

Само собой, банковская группа намерена расти, тем более что для начала необходимо справиться с прошлогодними проблемами, в результате которых ЗЕНИТ закончил год с убытком. Новая команда банка во главе с Олегом Машталяром не только проделала работу над ошибками, но и разработала стратегию банка, а точнее, всей группы, на три года вперёд. Как показывает практика, именно трёхлетний горизонт и даёт масштаб, и не позволяет слишком отрываться от земли.

Я не случайно уточнила, что речь идёт о стратегии всей банковской группы. Как сказал Олег Машталяр, одна из целей — объединить все пять банков, входящие в группу (помимо ЗЕНИТа, Липецкомбанк, альметьевский Девон-Кредит, Зенит-Сочи и Спиритбанк), под одной лицензией и, соответственно, под одним брендом. Экономия примерно в полтора миллиарда рублей — лишь один из мотивов к полноценному объединению. Понятно, что все банки (в будущем филиалы) станут работать на единой технологической платформе, а это само по себе — неоспоримый плюс. И, разумеется, синергетический эффект, который при грамотном слиянии неизбежен.

Если снова обратиться к цифрам, то к 2020 году чистые активы должны превысить 300 миллиардов рублей. Предполагается также удвоить число розничных клиентов и довести количество клиентов-юридических лиц до 70 тысяч. И хотя, как заметил первый заместитель председателя правления банка Андрей Добрынин, «цифра не поражают воображение», всё-таки нацеленность на рост явная.

Кстати, в ЗЕНИТе, похоже, собираются «демократизировать» подход к частным клиентам. До сих пор этот сегмент был тесно связано с корпоративным — именно сотрудники крупных клиентов-корпораций преобладают сейчас в розничной базе, за счёт зарплатных проектов. По всей видимости, костяк этой базы так и останется «корпоративным», но к нему добавятся и так называемые клиенты «с улицы». Рисков, конечно, станет несколько больше, однако при продуманном подходе опасность не так уж велика, хотя совсем сбрасывать её со счетов тоже не стоит.

Понятно, что любознательные журналисты захотели узнать подробнее об отношениях банка и его теперь ключевого акционера. Александр Тищенко, начальник управления развития и корпоративного сопровождения стратегических проектов «Татнефти» это любопытство, как мог, удовлетворил. По его словам, акционер предъявляет новой команде высокие требования и ждёт, что она справится с поставленными задачами. Что касается помощи банку, «Татнефть» всегда готова его поддержать и служить «гарантом стабильности её развития».

На вопрос о том, планирует ли ЗЕНИТ подняться в пресловутой «табели о рангах» повыше, Олег Машталяр ответил, что не это — цель стратегии. И я с ним готова согласиться. В конце концов, позиция в рэнкинге — своего рода условность. Банковский рынок постоянно меняется, кто-то выходит на высокие ступеньки, а кто-то совсем вылетает с рынка, несмотря на принадлежность к той или иной топовой группе. Так что авторитет банка зависит прежде всего от его конкурентоспособности и качества работы.

Остаётся пожелать ЗЕНИТу удачи — впереди весьма насыщенные три года, и уже к концу 2018-го банк собирается выйти на устойчивую прибыль.