Finversia-TV
×

Рост автоматизации A A= A+

17.08.2016

Алексей СУЧКОВ
RAEX

По оценкам RAEX, в текущем году объём онлайн-платежей вырастет на 6-9% против стагнации 2015 года. Способствовать росту будут автоматизация востребованных клиентских операций и интеграция интернет-банкинга с государственными базами данных.

Временная стагнация

В 2015 году рынок онлайн-платежей вошел в стадию стагнации, что связано как с краткосрочным шоком вследствие падения доходов населения, так и со структурными изменениями. Совокупный объём интернет-платежей физических лиц за прошлый год вырос менее чем на 1% и составил 1,7 триллиона рублей, в то время как с 2010-го по 2014 год средние темпы прироста составляли 44%.

Причиной слабой динамики является общее снижение объёмов операций физических лиц в 2015 году (минус 9% по сравнению с 2014 годом). Негативное влияние на объём платежей оказала реакция клиентов банков на экономические шоки, связанные с девальвацией национальной валюты и снижением реального дохода.

Количество интернет-платежей физических лиц за 2015 год упало на 5%, до 88 миллионов единиц. Сокращению количества операций отчасти способствовало структурное изменение рынка: по итогам прошлого года доля количества платежей, совершённых через интернет, упала с 40 до 35%. Число платежей, совершенных клиентами посредством sms-сообщений, выросло более чем в 3 раза, а их доля в общем количестве транзакций физических лиц за год увеличилась с 2 до 5%. Клиенты банков стали чаще использовать sms-банкинг вместо классического интернет-банкинга для переводов и оплаты услуг на небольшие суммы.

По оценкам RAEX, в 2016 году объём онлайн-платежей покажет скромный прирост на уровне 6-9% за счёт работы банков по наращиванию доли активных пользователей.

Автоматизация против стагнации

Росту объёмов онлайн-платежей будет способствовать работа банков по повышению доли активных (совершающих не менее одной операции в месяц) пользователей. По данным участников исследования, доля активных пользователей в 2015 году составила 18%, что на 5 п.п. превышает результаты 2014-го. По прогнозам большинства респондентов, к концу нынешнего года доля активных пользователей в совокупной клиентской базе физических лиц увеличится до 24%. Рост должна обеспечить активная работа участников анкетирования по переводу клиентских операций из отделений на онлайн-каналы.

Привлечь клиентов на онлайн-обслуживание банки смогут за счёт автоматизации «рутинных» операций (оплата штрафов ГИБДД, налогов и ЖКУ), что возможно при взаимодействии банков с системой ГИС ГМП. На данный момент свыше 600 кредитных организаций подключено к системе ГИС ГМП. Однако лишь треть ДБО, из числа принявших участие в исследовании, позволяют, единожды заполнив идентификационные данные (ИНН, номер водительского удостоверения и т.д.), получить информацию о новом платеже. Этим летом в работу запускается единая платформа с информацией обо всех поставщиках коммунальных услуг ГИС ЖКХ. Большинство провайдеров уже заявили о желании интегрировать свои системы с ГИС ЖКХ, что позволит увеличить наполняемость интернет-банка поставщиками услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства. На протяжении 2016-2017 годов мы ожидаем рост доли дистанционного банковского обслуживания с автоматизацией наиболее востребованных видов платежей. Связано это будет с ориентацией систем на индивидуальные запросы отдельных пользователей для упрощения клиентских операций в интернет-банке и, как следствие, повышения привлекательности таких способов оплаты.

Увеличить как объём, так и количество онлайн-платежей банки намерены за счёт интеграции наиболее распространённых клиентских операций (открытие депозитов, выдача кредита) в свои системы ДБО. Оформление вкладов и обслуживание кредитов уже доступно большинству пользователей систем. Погашение кредитов возможно у 94% респондентов, что на 6 п.п. больше показателя 2015 года.

На данный момент вкладчики всё больше обращают внимание на возможность открытия вклада через интернет-банк. Наличие системы ДБО, по мнению клиентов, снижает вероятность выведения депозитов за баланс или оформления их в так называемые «тетрадки». Пользователи 98% опрошенных систем могут осуществлять операции с депозитами онлайн, годом ранее доля таких систем составляла 92%. В целях уменьшения операционных расходов на содержание офисов банки предлагают более привлекательные условия (например, более высокие ставки по депозитам) при открытии вклада через систему дистанционного банковского обслуживания.

Возможность получить кредит после подписания договора доступна в 15% систем. В 44% ДБО реализована функция оформления заявки на кредит. Основным фактором, препятствующим запуску кредитования через интернет-банк, является  необходимость модернизации процесса андеррайтинга за счёт дополнительных вложений. Более четверти провайдеров ДБО, по данным анкетирования, в ближайшие два года планируют внедрить оформление онлайн-заявок на кредит с последующей дистанционной выдачей.

Упрощение интерфейса и повышение удобства систем ДБО позволит увеличить активность пользователей. Так, 37% ДБО дают пользователю возможность перевести средства на счёт другого клиента банка по номеру мобильного телефона без длительного заполнения реквизитов. Одна из аутсорсинговых компаний уже заявила о планах внедрения сервиса онлайн-переводов по номеру мобильного телефона между всеми банками-партнёрами.

Мобильные перспективы

Функционал приложений, позволяющих управлять счетами с мобильного телефона или смартфона, практически сравнялся с классическим интернет-банком, что привлекает всё больше пользователей. Неуклонно растёт доля банков, предоставляющих доступ через мобильные приложения. Если в 2011 году только треть банков имела мобильный-банкинг, то в 2016-м свыше 80% систем ДБО могут совершать операции через приложения для мобильных устройств. Исторически лидерами являются приложения для платформ iOS, и чуть меньше четверти банков имеют доступ для всех основных мобильных платформ (Android, iOS и Windows Phone).

Интерес к мобильному банкингу связан с более простыми способами идентификации пользователя — по сравнению с классическим интернет-банком, но при этом выше и риски информационной безопасности. Одним из безопасных и удобных способов доступа является аутентификация по отпечатку пальца. Часть провайдеров ДБО уже реализовали данную опцию для приложений на платформе iOS, что в сочетании с проверкой смартфонов на наличие вирусов даёт пользователю высокий уровень защиты.

Проводить простейшие банковские операции теперь возможно и в социальных сетях. Например, осуществлять переводы как внутри своего банка, так и в другие банки. В 2015 году Тинькофф Банк запустил в один из популярных мессенджеров бот, позволяющий переводить денежные средства собеседнику. Интеграция систем удалённого доступа с социальными сетями является одним из путей развития мобильного-банкинга для физических лиц.

Пик конкуренции

Конкуренция среди провайдеров ДБО уже второй год находится на пике в связи с внедрением большинства наиболее востребованных клиентами функций. Разница в баллах между лидером рейтинга и системой, находящейся на 5-й строчке, сократилась на четверть, что свидетельствует об увеличении конкуренции между топовыми системами. Как и годом ранее, лидер рынка — HandyBank. Сохранить за собой первое место системе позволило внедрение функции по выставлению платежей и новый дополнительный способ защиты — контроль смены сим-карты. ДБО от HandyBank по-прежнему остаётся ведущей системой по степени безопасности.

Существенным изменением в топ-5 рейтинга стало вхождение в него системы от Тинькофф банка. Четвёртое место банку обеспечил новый функционал. Основные новшества в системе: выставление платежей, мгновенное открытие виртуальной карты и персональный бюджет для клиента. Улучшил свои позиции МДМ банк, заняв 5-е место. В 2015 году банк провёл серьёзную работу по обновлению своего интернет-банка. В частности, реализована возможность дистанционного оформления кредита, система теперь может осуществлять автоплатёж по заданному графику и выставлять счета на оплату услуг.

Единая безопасность

На фоне увеличения объёмов и количества несанкционированных операций регулятор планирует ввести единые требования информационной безопасности. За 2015 год, по данным Банка России, было осуществлено свыше 31 тысячи несанкционированных операций в системах ДБО для физических лиц, общим объемом 1,2 миллиарда рублей. Пока противоправные транзакции составляют не более 1% всех операций физических лиц через системы ДБО. Тем не менее, объём таких операций заставляет как банки, так и регулятора всё больше внимания обращать на информационную безопасность.

Введение регулятором в 2017 году единых требований к уровню безопасности систем ДБО позволит повысить защиту онлайн-операций и, как следствие, доверие пользователей к интернет-банкингу. Однако это приведет к росту расходов банков, не соответствующих новым требованиям, что станет для них серьезным вызовом на фоне общего снижения рентабельности банковского сектора.

Законодательные новации Банка России должны стимулировать банки к внедрению систем антифрода, позволяющих выявлять и блокировать несанкционированные операции при помощи ряда индикаторов. На данный момент 57% банков имеют возможность отслеживать и блокировать нетипичные транзакции, которые отсеиваются по принципу срабатывания таких индикаторов, как несвойственный для клиента IP, аномальное время платежа и т.д. Шесть провайдеров ДБО из топ-10 рейтинга по информационной безопасности уже внедрили системы антифрода, тогда как среди 10 аутсайдеров рейтинга таких только три.

Итоговый рейтинг функциональности интернет-банкинга для физических лиц

Место в итоговом рейтинге RAEX (Эксперт РА) в 2016 году

Наименование банка/аутсорсинговой компании

Рег. номер

Наименование системы интернет-банкинга

Место в рейтинге RAEX (Эксперт РА) в 2016 году

Изме-нение места в итоговом рейтинге за год

Внешний платежный функционал

Внутренние операции и сервисные функции

Информа-ционная и финансовая безопасность

1

Система HandyBank

-

HandyBank

1

2

1

-

2

Система Faktura.ru

-

Faktura.ru

2

1

11

↑2

3

АО «Банк Русский Стандарт»

2289

Интернет-банк

8

3

2

↑2

4

АО «Тинькофф Банк»

2673

Интернет-банк

3

7

14

↑4

5

ПАО «МДМ Банк»

323

МДМ online

4

8

10

↑28

6

ОАО «МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК»

1978

МКБ Онлайн

13

6

4

↑3

7

ПАО «Промсвязьбанк»

3251

Интернет-банк для физических лиц

10

7

6

↑4

8

ПАО «Запсибкомбанк»

918

Интернет-банк

20

4

15

↑5

9

ПАО «Крайинвестбанк»

3360

ikib.ru

24

5

9

↑8

10

АО КБ «Ситибанк»

2557

Citibank Online

30

6

8

-

11

Банк «КУБ» (АО)

2584

КУБ-Direct

23

12

5

↑9

12

ВТБ 24 (ПАО)

1623

ВТБ24-Онлайн

15

14

6

↑17

13

ПАО Банк «Санкт-Петербург»

436

Интернет-банк ibspb

9

9

22

↑6

14

АКБ «Русский Трастовый Банк» (АО)

1139

РТБ CONNECT

5

10

26

↑26

15

ПАО «МИнБанк»

912

Интернет-сервис

17

12

13

↓8

16

ПАО «АК БАРС» БАНК

2590

АК БАРС Online

19

17

3

↑26

17

ПАО «Банк Уралсиб»

30

УРАЛСИБ | Интернет-банк

18

13

12

-

18

ПАО АКБ «АВАНГАРД»

2879

Авангард Интернет-банк

13

15

18

↑8

19

ПАО «Ханты-Мансийский банк Открытие»

1971

Открытие Онлайн

6

23

14

↑6

20

АО «СМП Банк»

3368

СМП ON-Банк

11

18

15

↑12

21

АО «Райффайзенбанк»

3292

R-Connect

16

22

7

↑26

22

ТКБ БАНК ПАО

2210

TКБ Express

22

11

25

↓4

23

ОАО КБ «Центр-инвест»

2225

Интернет-банк

21

17

14

↑15

24

ПАО АКБ «Связь-Банк»

1470

МЕГАПЭЙ

14

21

17

↑11

25

ПАО «ЧЕЛЯБИНВЕСТБАНК»

493

InvestPay

40

16

18

↑2

26

АО ЮниКредит Банк

1

Enter.UniCredit

7

25

21

↑39

27

ПАО РОСБАНК

2272

РОСБАНК Онлайн

32

20

14

-

28

ООО КБ «КОЛЬЦО УРАЛА»

65

Система Телебанк

34

20

21

↑15

29

ПАО «ЧЕЛИНДБАНК»

485

Интернет-банк

39

19

23

↑20

30

АКБ «Ижкомбанк» (ПАО)

646

ижкард.ру

29

24

21

-

31

ПАО АКБ «Урал ФД»

249

Инетрнет-банк

25

24

24

↑19

32

«СДМ-Банк» (ПАО)

1637

ТЕЛЕБАНК.NET\R

35

23

23

↑16

33

АБ «Девон-Кредит» (ПАО)

1972

Мобильный Интернет-банк

31

28

15

↑22

34

КБ «Кубань Кредит» ООО

2518

Интернет-банк

33

26

19

↑28

35

ЗАО Банк «Вологжанин»

1896

Quick-Bank

36

27

19

-

36

ПАО «Банк БФА»

3038

ДБО BS-Client. Частный Клиент

38

30

12

↑22

37

АКБ «ЕНИСЕЙ» (ПАО)

474

ЕНИСЕЙ Интернет-банк

41

29

16

-

38

ПАО «Курскпромбанк»

735

Интернет-банк

26

32

22

↑16

39

АО «Банк «Агророс»

2860

Система ДБО

27

33

14

-

40

КБ «Ренессанс Кредит» (ООО)

3354

Интернет-банк

37

31

20

-

41

КБ «РЭБ» (АО)

2211

ЭнергоКонтакт

28

33

24

↑16

42

ООО КБ «СОЮЗНЫЙ»

3236

iBank 2

43

34

20

↑22

43

АККСБ «КС БАНК» (ПАО)

1752

КС ЛАЙТ

42

35

27

↑18

Источник: RAEX (Эксперт РА) по результатам анкетирования

 

Топ-10 систем интернет-банкинга: внешний платёжный функционал

Место в рейтинге RAEX (Эксперт РА): внешний платежный функционал

Наименование банка/аутсорсинговой компании

Рег. номер

Наименование системы интернет-банкинга

2016

2015

1

1

Система HandyBank

-

HandyBank

2

2

Система Faktura.ru

-

Faktura.ru

3

3

АО «Тинькофф Банк»

2673

Интернет-банк

4

45

ПАО «МДМ Банк»

323

МДМ online

5

17

АКБ «Русский Трастовый Банк» (АО)

1139

РТБ CONNECT

6

12

ПАО «Ханты-Мансийский банк Открытие»

1971

Открытие Онлайн

7

52

АО ЮниКредит Банк

1

Enter.UniCredit

8

13

АО «Банк Русский Стандарт»

2289

Интернет-банк

9

35

ПАО «Банк «Санкт-Петербург»

436

Интернет-банк ibspb

10

18

ПАО «Промсвязьбанк»

3251

Интернет-банк для физических лиц

Источник: RAEX (Эксперт РА) по результатам анкетирования

 

Топ-10 систем интернет-банкинга: внутренние операции и сервисные функции

Место в рейтинге RAEX (Эксперт РА): внутренние операции и сервисные функции

Наименование банка/аутсорсинговой компании

Рег. номер

Наименование системы интернет-банкинга

2016

2015

1

1

Система Faktura.ru

-

Faktura.ru

2

4

Система HandyBank

-

HandyBank

3

5

АО «Банк Русский Стандарт»

2289

Интернет-банк

4

9

ПАО «Запсибкомбанк»

918

Интернет-банк

5

9

ПАО «Крайинвестбанк»

3360

ikib.ru

6

10

ОАО «МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК»

1978

МКБ Онлайн

6

-

АО КБ «Ситибанк»

2557

Citibank Online

7

7

ПАО «Промсвязьбанк»

3251

Интернет-банк для физических лиц

7

12

АО «Тинькофф Банк»

2673

Интернет-банк

8

21

ПАО «МДМ Банк»

323

МДМ online

9

11

ПАО «Банк «Санкт-Петербург»

436

Интернет-банк ibspb

10

30

АКБ «Русский Трастовый Банк» (АО)

1139

РТБ CONNECT

Источник: RAEX (Эксперт РА) по результатам анкетирования

 

Топ-10 систем интернет-банкинга: информационная и финансовая безопасность

Место в рейтинге RAEX (Эксперт РА): информационная и финансовая безопасность

Наименование банка/аутсорсинговой компании

Рег. номер

Наименование системы интернет-банкинга

Изменение места в рейтинге за год

2016

2015

1

1

Система HandyBank

-

HandyBank

-

2

7

АО «Банк Русский Стандарт»

2289

Интернет-банк

↑5

3

18

ПАО «АК БАРС» БАНК

2590

АК БАРС Online

↑15

4

3

ОАО «МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК»

1978

МКБ Онлайн

↓1

5

8

Банк «КУБ» (АО)

2584

КУБ-Direct

↑3

6

15

ВТБ 24 (ПАО)

1623

ВТБ24-Онлайн

↑9

6

17

ПАО «Промсвязьбанк»

3251

Интернет-банк для физических лиц

↑11

7

25

АО «Райффайзенбанк»

3292

R-Connect

↑18

8

-

АО КБ «Ситибанк»

2557

Citibank Online

-

9

15

ПАО «Крайинвестбанк»

3360

ikib.ru

↑6

10

17

ПАО «МДМ Банк»

323

МДМ online

↑7

Источник: RAEX (Эксперт РА) по результатам анкетирования