Finversia-TV
×

Бум IPO: «газели» на отечественной базе A A= A+

08.02.2024

Можно сказать, что в 2023 году начался бум IPO на Мосбирже. Очевидно, он продолжится и в 2024 году. На рынок выходят преимущественно средние компании, лидеры своих сегментов – быстрорастущие «газели». Сегмент МСП+, который теперь хотят особо поддерживать, ходить и лелеять – так как из него получаются «национальные чемпионы».

Крайне важными элементами их инвестиционной привлекательности можно назвать не только динамичное (и прибыльное) развитие, но и высокую прозрачность, весьма неплохое качество корпоративного управления и – цифровизацию.

Итоги первичных размещений в прошедшем году можно оценить в диапазоне от «хороших» до «очень хороших». Некоторые IPO принесли десятки процентов доходности инвесторам, причём всего за несколько месяцев. В чём причина успеха?

Наверное, в том, что все разместившиеся компании можно называть незаурядными. Это или лидеры в своей отрасли или лидеры по темпам роста. Это компании, которые обладают некой уникальной технологией или уникальным продуктом или бизнес-решением. Или ещё чем-то знаменательны для инвесторов.

К примеру, магазин мужской одежды «Хендерсон» – первая на Московской бирже «модная» фишка, как и «Евротранс» (бренд «Трасса») – первая компания, которая занимается дистрибьюцией топлива, а также перспективная сеть для зарядки электромобилей. «Генетико» – российский центр международного уровня, исследования которого в сфере репродуктивной медицины находятся на острие науки. Особенность CarMoney в том, что бизнес-модель компании более похожа на банковскую, нежели чем на микрофинансовую. Кроме того, это настоящий финтех-сервис с большими перспективами. Особняком в этом смысле стоит и ломбардный бизнес – нечто производное от инвестиций в золото и преимуществ комиссионного бизнеса.

Успех IT-компании «Группа Астра» в том, что она оказалась не только бенефициаром ухода иностранных разработчиков ПО, но и предложила рынку ряд востребованных продуктов. Совкомбанк – один из самых прибыльных универсальных системнозначимых банков, при этом с высокой динамикой роста – выше рынка, а также с интересными карточными продуктами. А по некоторым направлениям Совкомбанк занимает лидирующие позиции в своей отрасли. Золотодобытчик «Южуралзолото» – второй по разведанным запасам в стране, сумел в кризис перестроить бизнес и получить экспортные лицензии.

Стоит отметить, что у всех разместившихся эмитентов есть рейтинг, зачастую от двух и более отечественных рейтинговых агентств («Эксперт РА», НРА, НКР, АКРА), нередко инвестиционного уровня. Ранее наверно они получали бы и от иностранных РА – от большой тройки, но рейтинговая индустрия нынче полностью «импортозаместилась». Рейтинг это конечно больше про облигации – так как оценивает кредитный риск, и вроде бы не является индикатором рисков для инвесторов в инструменты капитала. Но! Рейтинг – э то и прозрачность, и определенный уровень корп управления, и качества бизнеса. Высокий кредитьный рейтинг у убыточного и проблемного бизнеса быть не может – значит это все равно учитывается и в случае размещения акций. Нужно добавить, что все компании уже имеют опыт размещений долговых обязательств на Мосбирже, у многих многолетний опыт.

Отдельно стоит поговорить об эффективности и качестве корпоративного управления, поскольку это один из основных критериев, по которым биржа допускает акции к тем или иным котировальным спискам. Ведь не зря же компания становится публичной – а именно в том смысле, что отныне вся её деятельность – прозрачна, достояние публики.

Наконец, несколько слов стоит сказать о цифровизации и автоматизации бизнеса. Понятно, что сегодня едва ли не каждая компания хочет добавить к своему, пусть и неофициальному, названию приставку финтех– или онлайн–. Что, к слову, в случае с частью наших компаний, вышедших на IPO, например, с микрофинансами, банками, ритейлом и даже с ломбардами, – правда.

Активно происходит импортозамещение и в разрезе внутренней цифровизации, с точки зрения корпоративно-информационных систем бизнеса. Раньше в России были преимущественно западные вендоры, например SAP/Oracle, однако после их ухода из России в 2023 году на рынке остались только отечественные. Надо сказать, что качество автоматизации от российских подрядчиков за последнее время сильно выросло. К примеру, «Аксиома-Софт» для «Мосгорломбарда» сделала большой проект по автоматизации работы на базе платформы «1С: Предприятие». Мифы о том, что эффективные компании, привлекательные для инвесторов, готовые к IPO могут быть только со стратегией от McKinsey, автоматизацией от SAP или рейтингом от Moody’s – в прошлом.

Цифровизация и автоматизация, прозрачность, эффективность – это будет залог и успешных IPO в текущем году. Разумеется, успехи рассмотренных выше теперь уже публичных компаний в своих секторах и их уникальность не означает их обязательного лидерства на бирже по динамике и непременный успех у инвесторов. Но по-другому и не бывает, ведь это рынок, а значит риск и в известной степени и неопределённость. В то же время бумаги компании, которая стабильно зарабатывает, платит дивиденды, демонстрирует амбиции по захвату рынка, в конечном счёте и прочих равных, непременно найдут и своих инвесторов.

  • Павел Самиев
  • Finversia