Сергей Кайкин: Чтение актуально на протяжении всей жизни A A= A+

Сергей КАЙКИН — руководительгенеральной дирекции международных книжных выставок и ярмарок, организующей ежегодную Московскую международную книжную выставку-ярмарку и проводящей ряд других мероприятий, посвящённых чтению и книжному бизнесу в России и других странах.

БДМ: Какие события юбилейной ХХХ Московской международной книжной выставки-ярмарки можно назвать особо значимыми? Планируются ли деловые мероприятия для представителей книжной отрасли, и будет ли отдельная площадка для бизнес-литературы в целом?

Будет несколько очень интересных событий — например, традиционная конференция «Книжный рынок России» в первый день, итогово-прогнозная. Потом ещёдве конференции: одна посвящена вопросам современного цифрового книгопечатания и новому оборудованию для него, другая — электронному чтению в разных форматах. Будет мероприятие, адресованное книжной рознице:всё о новых методах, возможностях, технологиях. Отдельная, можно сказать, выставка в выставке — «Полиграфэкспо», то есть и профессиональная программа, и интерактивная выставка образцов печатной продукции за сто лет, с 1917 года. Точно такую же историю мы представим и по книгам — самые знаковые образцы книг, изданные за сто лет.

Принт-он-деманд(печать по требованию) в этом году будет организован целенаправленно для авторов так, чтобы можно было прийти с рукописью, а уйти с готовой книгой (будет стоять реально работающее оборудование) или с контрактом на электронную книгу. Будут представлены все сервисы, начиная от редактирования и заканчивая предпечатной подготовкой.

И помимо этого, ещё и мероприятия, на которых профессионалы будут обсуждать и рассказывать, что и как сделать, какая платформа лучше. Так что этот сервис будет в нынешнем году представлен на выставке как никогда раньше. Надеюсь, что даже обычный посетитель сможет при желании подойти и заказать книгу, права на которую есть, или найти книгу, которой уже нет в магазинах.

С точки зрения мероприятий, рассчитанных не только на специалистов, но и на посетителей, в этом году у нас несколько больших сегментов мероприятий. Почётный гость в этом году — Национальные литературы народов России. Это большой проект, создана антология произведений на всех существующих в России языках. Уже вышел том «Проза», к выставке будет представлена «Поэзия». В рамках этого фестиваля литератур народов России будет очень интересная, уникальнаяпрограмма — чтения на национальных языках, выступления творческих коллективов. Или, скажем, читается отрывок на русском и сразу — его перевод на один из языков, такого нигде больше не будет.

Понятно, что топовые авторы будут выступать каждый день, на всех площадках, представлять новые книги. Для тех, кто занимается вопросами саморазвития, читает деловую литературу, планируется поток авторов соответствующего направления в топовом сегменте.

У нас впервые принимает участие Южная Корея. Они поддержали премию «Лицей» и представят свою литературу. Очень масштабно будет представлен Китай — большая делегация, порядка 30 участников, в том числе авторы. Запланированы презентации не только книг, но и возможностей для издательств по сотрудничеству. Иностранных участников больше, чем в прошлом году, появляются страны, которые ранее не участвовали или же давно не участвовали (Польша, Болгария). Будут наши партнёры, с которыми у нас есть соглашения об обмене стендами.

 

БДМ: Как развитие современных технологий изменило не только книгу, но и книжную выставку-ярмарку?

Не то что изменило, но дополнило, сделало её удобнее. Взять хотя бы доступ к программе мероприятий или навигацию по схеме выставки. Если раньше это был просто список у входа, то теперь любое издательство можно найти с помощью интерактивной панели. То же с программой: выбираешь площадку, выбираешь день — и на экране видишь все интересующие тебя мероприятия. Или вводишь фамилию автора — и видишь все мероприятия с его участием. Навигация и поиск информации становятся заметно удобнее. В социальных сетях и на нашем сайте уже идут анонсы событий, началась регистрация специалистов. Мы уже запустили продажу билетов через сайт, они там стоят дешевле, чем в кассе на выставке. Плюс к этому хотим поэкспериментировать с дополненной, виртуальной реальностью. Квесты готовим для детей. На выставке будет представлен ряд проектов, где можно будет со всем этим поиграть. Если привлечёт внимание посетителей, будем и дальше использовать.

 

БДМ: Будет ли виртуальный тур по выставке?

В этом году будем делать фильм и на его основе в следующем году сделаем приложение и виртуальный тур. Будем снимать на площадках и выкладывать на сайте, давать прямой эфир и фильмы о событиях выставки. На YouTube есть канал, где будем выкладывать записи, ролики. 

 

БДМ: Международные книжные ярмарки похожи друг на друга или каждая всё же имеет своё лицо?

Они похожи только тем, что много книг и много встреч, много общения. При этом каждая ярмарка заинтересована в том, чтобы быть индивидуально узнаваемой. Но книжные выставки-ярмарки, если календарь составлен грамотно, если нет наложения одной интересной выставки на другую, друг другу — не конкуренты. Все мы одно дело делаем. В этом плане нам, Московской международной книжной выставке-ярмарке, пока немножко сложнее, мы только находим своё лицо. Раньше выставка ориентировались на B2B-сегмент, на B2C не было акцента. Теперь на B2C обращено значительное внимание, на всех площадках большая программа, а в этом году — ещё больше. Но важно соблюсти баланс. Не то чтобы возвращение выставки целиком к B2B было возможно, нет, о том, чтобы вернуться в прошлый формат, речь не идёт. Но мы работаем над организацией делового блока, у нас в этом году будет гораздо более интересная программа. Есть много заявок на бронирование переговорных комнат и столиков для переговоров. Мы развиваем профессиональный блок, особенно в первые двадня, когда, с одной стороны, мы будем стараться меньше ставить громких развлекательных мероприятий, чтобы не мешать работе выставки, а с другой — придумывать форматы, интересные для профессионалов. И под эти форматы привлекать интересных людей. Это могут быть региональные издательства, библиотеки, региональные книготорги, агенты, специалисты по правам, и под каждого мы будем выстраивать ту или иную программу.

А вот на Санкт-Петербургской выставке исторической литературы, где всегда были представлены книги по искусству, теперь особо будет выделен арт-сегмент как особо значимый. Будет зал на «Ленфильме», это — в декабре, а в ноябре пройдёт Санкт-Петербургский международный культурный форум, там будет секция, посвящённая книге. Очень надеюсь, что удастся собрать организаторов книжных выставок из стран СНГ, обсудить, как организовать календарь, чтобы выставки не пересекались. В октябре — традиционно Франкфуртская книжная ярмарка, где в рамках российского стенда пройдёт презентация Московской международной выставки-ярмарки 2018 года.

 

БДМ: Насколько представлена и востребована в рамках книжной выставки антикварная книга?

С антикварной книгой тяжело работать, поскольку, если это действительно редкие, дорогие издания, они требуют отдельного, специально организованного пространства. И пока этот сегмент нелегко представлять в формате книжной выставки. А вот просто старые книги есть — у нас с прошлого года открыта «Книжная веранда», где они представлены. Сейчас выставка разбита по большим сегментам, а если углублять это деление, то речь может идти не только об антикварной книге, есть и другие задумки. Возможности для такого расширения, для появления новых сегментов существуют.

 

БДМ: Возможно ли совмещать в рамках выставки-ярмарки форматы просветительских мероприятий и шоу, чтобы они дополняли друг друга?

Не только возможно, но и необходимо. Какая сейчас главная цель? Вовлечь людей в чтение, привлечь молодёжь, да и взрослым объяснить, что чтение — это актуально на протяжении всей жизни. Мало того что с книгой можно хорошо отдохнуть, она по-прежнему самый лучший учитель. Призывы «читайте книги!» уже не действуют, а какие-то элементы шоу, виртуальной реальности, квеста,интерактивные нестандартные решения — пробуждают интерес. Это всегда привлекает гораздо больше внимания.

 

БДМ: Как спад в книжном бизнесе сказывается на небольших, в том числе и нишевых,издательствах, как они выживают?

Тяжело выживают, в крупные книготорговые сети им пробиваться трудно, точек продаж немного. Что можем — делать будем всё равно. Будем помогать по поставкам книг маленьких издательств в крупные сети, проводить небольшие выставки. Вот этим летом провели в Москве трёхдневный книжный маркет UT LIBER — Малый зал ARTPLAY, небольшие издательства, квесты, множество интерактивных программ, дополненная реальность. Много общения, издательства довольны. Думаем над продолжением этой истории.

 

БДМ: Какие факторы, кроме диджитализации, влияют сейчас на книжный мир?

Например, сейчас на Московской выставке-ярмарке более 20новых участников, включая тех, кто давно не участвовал. Это одна тенденция: люди возвращаются на выставку. Но есть и другая тенденция:они возвращаются с гораздо меньшим размером площади стенда. Сокращение площадей показывает, что финансовый вопрос крайне актуален. Состояние экономики влияет и на книжный мир. Есть гораздо более необходимые для жизни вещи, нежели книга, как ни печально это признавать. Хотелось бы, чтобы книга была предметом первой необходимости. С прошлого сезонаситуациярадикально не изменилась. Всё так же продолжают закрываться книжные магазины...

Понятно, что «цифра» изменила мир.Как выяснили аналитики«Яндекс.Денег», в Питере покупают электронных книг больше, чем бумажных. По итогам прошлого года, «Ридеро» издало наименований книг больше, чем «Эксмо» и «АСТ», вместе взятые.

Была тенденция, когда топовые авторы уходили в Сеть, теперь блогеры и сетевые авторы приходят в печатную книгу. Это не может не радовать. На ключевых рынках, европейском и американском, сильно замедлился, а то и вовсе остановился рост сегмента электронной книги. У нас пока ещё наблюдается рост, потому что процент маленький.

Народ уже выходит из Сети, возвращаясь к печатной книге, да и разговоры, что печатная книга умрёт и останется уделом коллекционеров, вроде уже не возникают. Важное значение имеет то, как сложится дело с открытием книжных магазинов в объектах культуры, это сильно может подстегнуть книжный рынок. Вопрос, как я понимаю, — в подзаконных актах, чтобы эта схема заработала. Тогда может измениться ситуация. Ведь когда уменьшается число книжных магазинов — падают и тиражи. А когда появляется новый книжный магазин, он не оттягивает покупателей от уже существующих, а наоборот, формирует новый пул покупателей.

 

БДМ: Но каков будет ассортимент этих магазинов? Зачастую недалеко от столичных городов на книжных прилавках нет ничего, кроме дешёвых детективов.

Этодругая история, но когда есть города, где вообще нет книжных магазинов, то пускай для начала хоть такой будет. Конечно, спрос формирует предложение, и это тоже проблема. Надеюсь, будет развиваться логистика, станет проще доносить до читателя и серьёзную литературу. Масштабы нашей страны накладывают отпечаток на ситуацию и на роль электронной книги тоже. Например, доставить книгу во Владивосток или файл переслать — принципиально разные затраты. Было бы хорошо, если бы удалось подключить к этому «Почту России» и её инфраструктуру.

Важно неустанно объяснять, что в современных условиях книжный магазин или книжная ярмарка — это не только продажа книг, а библиотека — не просто пункт выдачи книг. Имеет смысл включить в эту систему региональные библиотеки, чтобы вокруг них и книжных магазинов формировались культурные точки притяжения.

 

БДМ: Что вас самого больше всего привлекает в книжном мире и в книгах?

В книжном мире — общение с людьми, для меня по возрастающей степени важности стоят письмо, звонок, встреча. В книжном мире много интересных людей. Книги (а я сейчас обычно читаю больше нон-фикшн, причём несколько книг одновременно) привлекают возможностью получить ответы на многие вопросы.

 

Беседовал Алекс ГРОМОВ