Finversia-TV
×

Антон Кушнер и Дарья Федорова: «Задача работодателя – научить сотрудника быть финансово грамотным» A A= A+

04.12.2023

По результатам опроса «СберСтрахование жизни», большинство россиян считают финансовое благополучие своей главной жизненной целью. В связи с этим поговорили с Антоном Кушнером, основателем и генеральным директором платформы корпоративного благополучия «Понимаю», и Дарьей Федоровой соучредителем и операционным директором платформы, о том, зачем работодателю повышать финансовое благополучие сотрудников, что отличает финансово грамотного человека и почему среди «синих воротничков» растет спрос на финансовые консультации.

– Ваша платформа реализует well-being программы для корпоративных сотрудников, в том числе оказывает консультации по личным финансам. Расскажите для начала, что из себя представляют такие программы и какая от них польза компаниям?

Дарья Федорова: Если говорить простыми словами, то такие программы призваны решать любые проблемы, которые могут возникнуть у сотрудника – как личные, так и профессиональные. Фактически мы снимаем любую не физическую головную боль, чтобы сотрудник оставался продуктивным в интересах работодателя. Именно с целью повышения производительности труда компании заботятся о благополучии персонала. Помимо косвенных эффектов в виде влияния на HR-бренд, повышения его привлекательности, подобные программы работают на удержание ценных кадров, снижение текучки.

– Какое место в благополучии сотрудников занимают вопросы финансовой грамотности? Правда ли, что наличие знаний в области финансов так же важно, как поддержание физического и ментального здоровья?

Дарья Федорова: Большинство компаний разрабатывают свои программы благополучия на основе широко известной модели Гэллапа. Она включает в себя пять столпов благополучия: профессиональное, социальное, финансовое, благополучие в среде проживания и физическое благополучие. С точки зрения приоритетов все столпы равнозначны, то есть для того, чтобы человек был преуспевающим, нужно в равной степени заниматься всеми пятью элементами. Но, тем не менее, финансовое благополучие находится по центру, с точки зрения Института Гэллапа оно третье по приоритету.

В общепринятых нормах у человека есть понимание, что чем больше он зарабатывает, то тем больше он благополучен. Но на самом деле это не так. Финансовое благополучие не в количестве денег, а именно в умении человека управлять этими деньгами. И задача финансового благополучия как раз развивать финансовую грамотность, чтобы человек грамотно и при этом автономно управлял своим бюджетом.

Есть даже исследование нобелевского лауреата по экономике Даниэля Канемана, которое он провел вместе с коллегой, в отношении влияния уровня дохода на ощущение личного благополучия. Они выявили, что есть потолок дохода, выше которого ощущение личного счастья уже не увеличивается. На тот момент это было $75 тыс., в текущих деньгах это примерно $90 тыс. Но, конечно, нужно делать скидку на то, что опрашивали жителей США.

Финансовое неблагополучие является сильнейшим предиктором ежедневного стресса именно у работающих людей. По нашей статистике, где-то 43% россиян живут от зарплаты до зарплаты, и неудивительно, что они в два раза вероятнее имеют проблемы со здоровьем. Вот почему в модели Гэллапа все элементы между собой взаимосвязаны.

– Может ли человек считаться финансово благополучным, если его деньги, например, находятся под контролем управляющей компании?

Дарья Федорова: Если финансы передаются в доверительное управление, то это должна быть только часть. Ведь тогда мы ответственность за управление перекладываем на кого-то другого, и тогда наша функция контроля пропадает. Но она все-таки должна быть.

– Можете подробнее рассказать, как именно ваша платформа содействуют в повышении уровня знаний сотрудников в области финансов? По каким вопросам сотрудники могут обращаться к вашим специалистам?

Антон Кушнер: Наши финансовые консультанты – это независимые финансовые советники, которые прошли полную сертификацию Национального центра финансовой грамотности. По сути, их можно назвать финансовыми коучами, задача которых именно просвещать. Если приходит человек с запросом узнать, что да как, то первое, с чего всегда начинают наши специалисты, это с постановки вопроса о том, чтобы сотрудник взял личные финансы под свой контроль.

Что они для этого делают? Буквально присылают таблицы в виде учета ведения доходов и расходов, и первые два месяца человек просто в них вписывает, как и на что он тратит свои деньги. Спустя два месяца они снова встречаются и уже анализируют, что можно оптимизировать. То есть на первом этапе ведется работа над уменьшением расходов и увеличением доходов.

Какие еще бывают частые запросы? Например, за этот год мы увидели рост числа запросов, связанных с кредитами. Это произошло потому, что у нас менялась ключевая ставка, изменились проценты по кредитам, соответственно, люди приходили за рекомендациями по управлению кредитной нагрузкой, особенно если это ипотека, долгосрочные кредиты. В прошлом году мы видели рост запросов на консультации по инвестициям и накоплениям. В условиях, когда ситуация на финансовых рынках стремительно менялась, люди приходили с вопросами о том, куда лучше вкладывать. Но здесь стоит сказать, что наши финансовые консультанты не занимаются рекламой конкретных финансовых продуктов, что они делают, так это проводят грамотный ликбез по тому, какие инструменты существуют, какие у них преимущества и недостатки. Решение всегда остается за пользователем.

Помимо того, что человек должен научиться быть финансово автономным, контролировать свой бюджет, он еще должен думать о будущем. Наверное, именно поэтому в свое время так были популярны корпоративные пенсионные планы. Сегодня работодатель также может повышать финансовую грамотность сотрудников путем поощрения долгосрочных накоплений.

Дарья Федорова: Многие компании упускают сегодня и другую важную вещь: необходимо обучать руководителей, прежде всего линейных менеджеров вести беседы о деньгах со своими подчиненными. У нас так сложилось, что начальники не любят разговаривать на такие темы, но важно, чтобы и сотрудник, и его руководитель понимали систему мотивации, как она устроена. По возможности, конечно, она должна быть максимально прозрачной, и менеджер должен уметь объяснять человеку, из чего складывается его доход. Этому действительно нужно обучать, многие менеджеры этого пока не умеют делать.

– Вы отслеживаете изменение состояния сотрудников? То есть можно ли измерить уровень их финансового благополучия за время работы с вашей платформой? Если да, то как?

Антон Кушнер: Нашими консультантами разработан тест по финансовой грамотности, по запросу работодателя мы можем провести оценку на предмет текущего уровня знаний в области финансов.

– Недавний опрос «СберСтрахование жизни» показал, что для 57% россиян финансовое благополучие является главной жизненной целью. По вашему мнению, о чем это свидетельствует? Может ли это говорить о том, что у большинства населения есть потребность в повышении финансовой грамотности?

Дарья Федорова: Когда человек думает о своей трудовой деятельности или о своих жизненных приоритетах, первое, что приходит в голову, – деньги. Но за деньгами всегда стоят конкретные цели, по-хорошему человек должен задаваться вопросом: «А деньги мне зачем?» Может быть, он хочет новую квартиру купить, тогда цель – не повышение дохода, а улучшение жилищных условий. На самом деле часто так бывает, что за озвученной целью повышения дохода стоит много других жизненных необходимостей.

Результаты этого исследования для меня скорее говорят о низком уровне контроля за своими финансами. У нас многие сотрудники полагаются на работодателя, но предпринимать что-то самостоятельно, чтобы увеличивать свое финансовое благополучие, мало кто хочет.

– Выходит, что финансовое благополучие россиян еще на недостаточно высоком уровне?

Антон Кушнер: У нас не так много людей, которые бы осознанно подходили к ведению своих финансов. Помнится, что при поддержке правительства был запущен проект по повышению финансовой грамотности населения, но он в широкие массы не пошел. Это в том числе сигнал работодателю, что он тоже должен озаботиться вопросами повышения финансовой грамотности. И даже сейчас, когда мы внедряем программы по финансовой поддержке, то на старте видим, что они наименее популярны. Почему так? До финансовых консультаций доходят люди, у которых уже сформирован какой-то запрос, которые начали осознанно подходить к вопросу личных финансов. Но до этой стадии осознанности еще надо как-то дойти и осознать, что тебе что-то в принципе с этим нужно делать.

– Какие направления благополучия являются наиболее популярными в России? Есть ли расхождения с западными странами? Чем это обусловлено?

Дарья Федорова: Наверное, мы не так далеко друг от друга ушли. И по нашей статистике, и по западной наиболее популярны психологические консультации, направленные на решение личных эмоциональных проблем. Но, как говорит теория Гэллапа, наше ментальное здоровье скорее не элемент благополучия, а риск. Когда мы внедряем программы благополучия, то первое, с чего мы должны начинать, – это с выравнивания эмоционального состояния. Пока сотрудники не будут находиться в адекватном эмоциональном состоянии, продвижение по остальным элементам не будут давать результата.

Антон Кушнер: Кризис ментального здоровья сегодня наблюдается везде – и на Западе, и у нас в России. И понятно почему. Сначала у нас была пандемия, затем произошли геополитические события. Именно поэтому люди у нас сейчас в апатии и массово выгорают.

– Многие ли компании в России предлагают сотрудникам программы корпоративного благополучия?

Антон Кушнер: Все больше и больше компаний начинают внедрять программы поддержки. Первым триггером, как я уже и сказала, была пандемия, когда менялись форматы работы, и людям необходимо было адаптироваться к условиям полной удаленки. В тот период у нас зашкаливали запросы по утрате и переживанию за здоровье близких. Тогда работодатели и стали серьезнее относиться к программам поддержки, они начали воспринимать их как данность. Все события, которые случились после, только увеличили спрос на такие программы. В том числе благодаря им сейчас тренд на человекоцентричность, когда человек воспринимается как актив компании, с которым нужно взаимодействовать, договариваться, к нему стало нужно прислушиваться. Раньше такого не было.

– Какова доля самих сотрудников, которые пользуются этими программами?

Антон Кушнер: Это зависит от размера компании. По своим данным можем сказать, что у нас средняя обращаемость к программам – 1000-2000 человек, это где-то 12-15%. Это является хорошим уровнем.

– В условиях кадрового голода может ли внедрение well-being программ помочь с удержанием и привлечением перспективных сотрудников, снизить текучку в компании?

Дарья Федорова: Это одна из задач программ благополучия. Когда мы формируем с клиентом программу, исходим из той задачи, которую нужно решать. Понятно, что каждая компания уникальна, у каждой компании свои запросы, но, по наблюдениям нашего отдела развития, около трети работодателей говорят о том, что проблема удержания ценных кадров для них сейчас самая актуальная. Чтобы сотрудник не увольнялся, нужно работать с выгоранием, причем не на уровне, когда с человеком это уже случилось, когда он пришел и обратился к психологу, а на предупреждение. Каким образом это можно делать? На уровне профилактики это работа с внутренними амбассадорами, в нашем случае это программы обучения линейных менеджеров оказанию первой психологической помощи. Задача менеджера в данном случае – определить по прямым и косвенным признакам, что у сотрудника начинаются проблемы, провести с ним грамотную беседу и направить за поддержкой до того, как с ним уже все произошло.

В последнее время мы начали получать запросы не только на личный, но и на корпоративный коучинг. Такой формат требуется, когда человек не находит внутри компании возможностей для роста, не озвучивает такие вопросы. Тогда руководитель берет подчиненного, и вместе с ним они идут к коучу. Цель на работу с коучем ставится со стороны руководителей и согласовывается сотрудником. Это формат поддержки, когда инициатива по прокачке навыков, адаптации на работе идет со стороны работодателя, а не сотрудника.

– Есть мнение, что термин «финансовое благополучие» стоит заменить на «финансовое счастье». Согласны ли вы с этим?

Дарья Федорова: Счастье – понятие все-таки субъективное. Ученые уже доказали, что в какой-то момент каждый человек достигает своего потолка, после которого счастливее он уже не станет. Но совершенно точно, что повышение финансовой грамотности, умение контролировать свои расходы и доходы снижает тревожность, уровень стресса, а это влечет за собой физическое и ментальное здоровье. Еще раз скажу, что все очень сильно взаимосвязано.

– Какие ключевые тренды в сфере well-being программ вы видите? Что будет актуально в следующем году в России?

Антон Кушнер: Работодатели все больше начинают использовать программы благополучия не как пилюлю, которой нужно лечить проблемы, а как инструмент для профилактики возникающих проблем. В связи с необходимостью удержания и привлечения персонала видим тренд на программы корпоративного коучинга. Также видим бум на программы физического здоровья, в том числе корпоративного спорта. И, конечно, в приоритете на следующий год останется профилактика выгорания.

Дарья Федорова: Из интересного еще то, что запросы на финансовую грамотность стали расти именно со стороны производственных компаний, где большая доля «синих воротничков». И там как раз остро стоят вопросы управления бюджетом и закредитованности. Причем на крупных предприятиях из-за финансовых проблем доходит вплоть до суицида. Работодатели видят эти проблемы и понимают, что сотрудников надо обучать финансовой грамотности, чтобы они могли грамотно распределять свою кредитную нагрузку.

– Три совета тем, кто хотел бы повысить уровень финансового благополучия? С чего им начать прежде всего?

Дарья Федорова: С контроля доходов и расходов, просто начинать записывать, сколько и на что тратится, что и откуда приходит. Могу сказать, что, понаблюдав только за этим, у человека уже наверняка возникнут вопросы, что с этим можно сделать. Шаг номер два – заняться оптимизацией расходов и подумать, как можно увеличить доход или найти другие источники его привлечения. И мне кажется, что заниматься финансовой грамотностью детей тоже важно. Это нужно, чтобы они к вопросам осознанности приходили не в зрелом уже возрасте, а с детства.

  • Мария Савина
  • Finversia